Обновление законов о негабарите весной 2024
Какие законодательные акты изменятся
Во-первых, вносятся значительные правки в Федеральный закон №257-ФЗ "О дорогах и дорожной деятельности в РФ". Больше всего изменений претерпела статья 31 "Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства".
Во-вторых, вступает в силу Постановление Правительства РФ №2060 от 01.12.23 "Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", которое отменяет действие двух других постановлений: №67 от 31.01.20 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными ТС" и №1218 от 04.08.20 (оно небольшое, корректирующее).
В-третьих, вступает в силу короткий Приказ Минтранса РФ №238 от 03.07.23, который только отменяет два приказа Минтранса: №418 от 18.10.2022, ранее регламентировавший порядок выдачи спецразрешений на негабарит и приказ №90 от 12.03.18, который определял правила установления постоянных маршрутов для негабарита.
Теперь порядок выдачи спецразрешений будет определяться не приказом Минтранса, а постановлением Правительства №2060, которое также вводит правила движения КТГ: раньше не было отдельного законодательного акта, определявшего эти правила. Отменяется эксперимент с введением постоянных маршрутов для КТГ, которому были посвящены приказ №90 и некоторые положения 257-ФЗ.
Статья 31 — про перевозку КТГ
Эта статья существенно расширилась — в ней теперь 36 частей вместо 20, а содержание значительно поменялось. Положения, касающиеся опасных грузов вынесли в отдельную статью — 31.3. А статья 31 теперь полностью посвящена только КТГ.
Новый текст части 6 вводит понятие "правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", которого раньше в законодательстве просто не было. Были и остаются "требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", которые регламентирутся Приказом Минтранса №343 от 31.08.20 г. Но "правил движения КТГ" в правовом поле не существовало.
Теперь часть 6 статьи 31 этого федерального закона является отправной точкой для Постановления Правительства №2060, которое как раз и утверждает те самые правила движения КТГ.
Части статьи 31, начиная с 7 и по 27 включительно, полностью посвящены выдаче спецразрешений на негабарит. В них теперь на уровне федерального закона закрепляются основные положения, которые раньше присутствовали только в приказах Минтранса.
Федеральный закон №257-ФЗ
Весенние изменения в федеральный закон касаются в первую очередь, именно крупногабаритных и тяжеловесных грузов. По всей видимости, они внесены для поддержки Постановления Правительства №2060, которое с этой весны будет являться основным нормативным актом для негабаритчика, о нем расскажем ниже в отдельном разделе.
Разрешение через три часа?
Пожалуй, самый важный - наверное, даже революционный пункт в новой версии статьи 31, это пункт, установленный частью 21:
21. Специальное разрешение должно быть выдано в течение трех часов с момента согласования маршрута движения заявителем...
Три часа! После норматива в 15 рабочих дней, пришедшего еще из девяностых, это действительно революция в процедуре выдачи разрешений.
ПОДД в законе
Во-первых, в 257-ФЗ теперь появилось определение ПОДД:
26) проект организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства — документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, предусмотренном частью 15 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Во-вторых, закон теперь фиксирует условия, при которых требуется разработка ПОДД (раньше эти условия определялись только в Приказе Минтранса №343). Они не поменялись: как и прежде, проект будет требоваться:
1.) на весь маршрут, если длина автопоезда больше 35,0 метров или ширина больше 5,0 метров;
2.) или на определенный участок, если на двухполосных дорогах для движения встречки остается менее 3,0 метров.
В-третьих, закон регламентирует процедуру согласования ПОДД. Теперь их будут согласовывать по другой схеме. До 1 марта проекты сначала согласовывали владельцы дорог, а после сбора всех согласований — ГИБДД региона начала полного маршрута.
Теперь проекты и перечень мер будут отправляться через систему сначала владельцу дороги — у него будет пять рабочих дней на согласование. После того, как балансодержатель согласует ПОДД или перечень мер, документ отправится на согласование в ГИБДД того же региона, по которому проходит маршрут, указанный в проекте. У инспектора тоже будет 5 рабочих дней на согласование. То есть согласование ГИБДД не одно в финале работы, а столько, сколько участков с ПОДД или перечнем мер.
Но тут же приятный сюрприз для перевозчиков — если владелец дороги или инспектор ГИБДД не успевает согласовать ПОДД или перечень мер в пятидневный срок, то прилетает не отказ в выдаче разрешения, а автоматическое согласование.
Таким образом, наличие ПОДД на маршруте будет растягивать срок оформления разрешения до 10 рабочих дней. Плюс еще 5 дней дается на согласие заявителя с требованием предоставить проект — итого до старых добрых 15 рабочих дней. Однако, с учетом того, что теперь можно выбрать маршрут без ПОДД, можно будет избежать этого этапа и получать разрешение за три часа.
Однако, раз теперь ПОДД прописался аж в федеральном законе, можно сделать вывод, что в ближайшее время никто от них отказываться не собирается. Более того, с 1 сентября 2024 вступит в силу Приказ Минтранса №361 от 31.10.2023 г., который расширит перечень требований к проектам организации дорожного движения, но об отмене или каком-то реформировании работы с ними речи там не идет.
Контейнеровозы
В статье 31, части 2 добавили важную формулировку про контейнеровозы.
2. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, в том числе при международной перевозке товаров в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита разными видами транспорта допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в cоответствии с положениями настоящей статьи.
Таким образом, на международную перевозку грузов в контейнерах теперь тоже можно оформить разрешение, несмотря на то, что груз в контейнерах является делимым.
Наконец-то разрешился этот давний вопрос — что делать при превышении общей массы или осевых нагрузок при получении затаможенного груза в порту в контейнере: разрешение им приходилось оформлять с разными ухищрениями или не оформлять вовсе. Теперь можно оформить разрешение (с оплатой ущерба) и ехать без штрафов на весах.
Обратите внимание — эта норма касается только контейнеров, осуществляющих международную перевозку груза. То есть такую перевозку, которую нельзя в РФ подразгрузить. Отечественные контейнеры по-прежнему законодательно нельзя загружать "под завязку", делая транспорт с ним тяжеловесным.
Во-вторых, закон теперь фиксирует условия, при которых требуется разработка ПОДД (раньше эти условия определялись только в Приказе Минтранса №343). Они не поменялись: как и прежде, проект будет требоваться:
1.) на весь маршрут, если длина автопоезда больше 35,0 метров или ширина больше 5,0 метров;
2.) или на определенный участок, если на двухполосных дорогах для движения встречки остается менее 3,0 метров.
В-третьих, закон регламентирует процедуру согласования ПОДД. Теперь их будут согласовывать по другой схеме. До 1 марта проекты сначала согласовывали владельцы дорог, а после сбора всех согласований — ГИБДД региона начала полного маршрута.
Теперь проекты и перечень мер будут отправляться через систему сначала владельцу дороги — у него будет пять рабочих дней на согласование. После того, как балансодержатель согласует ПОДД или перечень мер, документ отправится на согласование в ГИБДД того же региона, по которому проходит маршрут, указанный в проекте. У инспектора тоже будет 5 рабочих дней на согласование. То есть согласование ГИБДД не одно в финале работы, а столько, сколько участков с ПОДД или перечнем мер.
Но тут же приятный сюрприз для перевозчиков — если владелец дороги или инспектор ГИБДД не успевает согласовать ПОДД или перечень мер в пятидневный срок, то прилетает не отказ в выдаче разрешения, а автоматическое согласование.
Таким образом, наличие ПОДД на маршруте будет растягивать срок оформления разрешения до 10 рабочих дней. Плюс еще 5 дней дается на согласие заявителя с требованием предоставить проект — итого до старых добрых 15 рабочих дней. Однако, с учетом того, что теперь можно выбрать маршрут без ПОДД, можно будет избежать этого этапа и получать разрешение за три часа.
Однако, раз теперь ПОДД прописался аж в федеральном законе, можно сделать вывод, что в ближайшее время никто от них отказываться не собирается. Более того, с 1 сентября 2024 вступит в силу Приказ Минтранса №361 от 31.10.2023 г., который расширит перечень требований к проектам организации дорожного движения, но об отмене или каком-то реформировании работы с ними речи там не идет.
Обратите внимание — эта норма касается только контейнеров, осуществляющих международную перевозку груза. То есть такую перевозку, которую нельзя в РФ подразгрузить. Отечественные контейнеры по-прежнему законодательно нельзя загружать "под завязку", делая транспорт с ним тяжеловесным.
В заключение
В целом заметно, что изменения направлены на серьезное упрощение процедуры оформления разрешений на перевозку КТГ. Автоматизация согласования маршрута и расчета ущерба, закрепленный в федеральном законе трехчасовой срок выдачи разрешения, увеличенный срок действия разрешений, согласование ПОДД в пользу перевозчика при отсутствии "ручного" согласования от владельца дороги или ГИБДД — все это однозначно прогрессивные изменения.
Будем надеяться, что сама система выдачи разрешений будет все это стабильно поддерживать и работать без сбоев.
Материал предоставлен Спецраз.рф